Простая фраза. Что здесь нового? Все, казалось бы, понятно. Вдумайтесь: «Главное – жить любя…». Это же обо всём. Это о нашей с вами жизни. О том, какими нам быть, чтобы оставаться людьми. Любить — это значит быть внимательным к близким, быть чутким ко всем людям, уметь заботиться, откликаться на чужую боль, делать добрые дела, радоваться вместе простым вещам, при этом не ждать благодарности. Когда ты любишь, ты много отдаешь, но тебе и многое возвращается. Таков закон любви.
В моей биографии есть хорошая вещь, я начинала трудовую деятельность с хирургического отделения операционной медсестрой в своем родом районе. А теперь, когда уже за спиной и стаж, и жизненный опыт, я продолжаю свою стезю в отделении, где все, что я умею, очень пригодилось. И мне это нравится.
Новое паллиативное отделение создано в ЦРБ в 2021 году. В наше непростое время разговор о милосердии и сострадании актуален как никогда. Новый штат сотрудников – 9 человек. Нашим отделением руководит Рустам Тимурович Гирфанов – молодой, очень чуткий к пациентам врач. Развивается паллиативная помощь в России, есть уже специальные учебники по уходу за тяжелобольными людьми, открываются новые отделения. Паллиативная помощь признана на государственном уровне. Мне очень приятно осознавать, что я бок о бок работаю с очень опытными, внимательными, добрыми и искренними коллегами. Их профессиональный уровень позволяет преодолевать любые трудности, решать на месте любые вопросы, касающиеся физического, морального и духовного состояния пациента.
Паллиативное отделение – это хоспис – дом для неизлечимо больных. Наши пациенты живут сегодня, они не думают о смерти, если не страдают. Если страдания не снимаются, то приходят мысли: чем так жить, лучше умереть! А хоспис для того и призван, чтобы этих мыслей не было. Мы симптомы болезненные, тягостные снимаем. И как только снимается это состояние, жизнь человека приобретает тот окрас, который был до этого. Человек уже не думает о смерти. И не надо думать о ней постоянно, потому что инстинкт жизни самый сильный, он перебивает все. Надежда должна быть всегда. Если в диагнозе у пациента есть маленький «лучик» надежды на выздоровление за который цепляются мои коллеги, почему бы это состояние души не подарить, работая в этом отделении своим милосердием. По-моему, все люди милосердны. Нужно просто говорить с ними об этом, суметь разбудить в них чувство сострадания, заложенное с рождения. И тогда люди обретут способность откликаться на чужую боль. В каждом доме когда-нибудь случается, что уходит близкий человек. И в каждом пятом случае смерть от онкологии. И это мне самой очень знакомо, когда ушел мне близкий человек. С родными бывает больше сложностей, чем с самими пациентами. Длительная болезнь, ожидание ухода, позволяют пациентам привыкнуть к мысли о смерти. А для родных, чем ближе к концу, тем хуже. Боль, бессилие, чувство вины, причем нередко выплёскиваются эмоции на больного, или персонал. Родственники – это самые несчастные люди. Я общаюсь с ними ежедневно. Они страдают гораздо больше, чем наши пациенты. Их постоянно мучит чувство вины, что они не смогли ничего сделать, особенно если их родной человек безнадежен. Они недосыпают, недоедают, готовы жизнь свою положить вместе с ними, хотя прекрасно знают, что эту болезнь не остановить.
С годами любой из нас начинает осознавать, что болезнь, недуги, немощь подкрадываются незаметно. И как часто в жизненной суете мы не замечаем, что кто-то исчезает из поля нашего внимания. И нам некогда узнать, что с ним произошло. Мы вечно спешим и забываем хотя бы позвонить и спросить, не нуждается ли он (она) в нашей помощи. Когда на работе постоянно сталкиваешься с проблемами ухода из жизни больного, то кардинально изменяется отношение к самой жизни. Жизнь становится созерцательной. Утром просыпаешься – слава Богу, что нам Всевышний предоставил светлый новый день! Ложишься спать – тоже во славу Всевышнего. Как поточнее определить это состояние души? Может как говорили древние: «Делай что должно и будь, что будет».
Моих коллег за эти три года работы объединила доброта и понимание друг друга в этой непростой сопряженности с психоэмоциональным состоянием нашего труда. Вы знаете, мы все, кто здесь трудится стали ценить простые вещи – что мы можем просто ходить, просто дышать, попить воды, съесть кусок хлеба и т.д. И уже совершенно по-другому воспринимаешь другие вещи, что твой сосед обновил машину, или купил новую квартиру, дом. Надо ценить ту жизнь, которая тебе уже предрешена свыше и какая она есть сегодня. Если мы будем жить с тем, что мы правильно прощаемся даже на миг, когда уходим, то хосписы будут во всем мире, мы всегда найдем для уходящих людей персонал, который будет работать. Не будет таких трудных поисков, и не будет хоспис казаться чем-то таким необычным, как часто говорят про нас. Мы обычные, мы такие же люди, просто мы работаем с умирающими. Главное надо помнить: не обижайте, не обижайтесь, даже прощаясь на короткое время, говорите добрые слова любви. Помните, что это может случиться со многими. Делай добро и жить будешь дольше, я так думаю. А добро всегда возвращается. Надо делать то, отчего покой выльется на твою душу. Никогда не ищете благодарности от того, кому что-то дали. Благодарность придет с другой стороны. Моё глубокое убеждение состоит в том, что добро должно исходить из вас, а приходит оно отовсюду. Не множите зло. Вас толкнули в магазине, оскорбили словом – не сердитесь, простите этого человека, возможно у него большие неприятности. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы люди поступали с вами. Вы можете трудиться в хосписе, в банке, в образовательных учреждениях, других организациях, но пожалуйста, оставайтесь людьми.
Да, с годами приходит и опыт, и мудрость. И я считаю, что у меня была хорошая школа, хорошие учителя, которые меня обучали в хирургическом отделении. И все мои коллеги имеют большой опыт и стаж работы в отделении неотложной помощи, хирургии, который так пригодился в паллиативном отделении. Пациенты хосписа – обречены, или почти обреченные люди, о существовании которых общество знает в меру своих возможностей. Они помогают им, но в принципе не представляют себе, как происходит жизнь внутри нашего отделения. Госпитализировать пациента приходится тогда, когда нельзя или не получается в домашних условиях купировать, то есть снять болевой синдром. Когда родственники больного человека очень устали, истощены и им необходим отдых, или когда больной совершенно одинок и за ним некому ухаживать.
В новом наступающем году хочу пожелать всем нам добра, мира на нашей планете. А также здоровья, душевного спокойствия, теплого уютного очага в каждой семье, человечности друг к другу.
Дамира Каландаева, медсестра ЦРБ.