Всем доброе утро, всё хорошо, сегодня потихоньку собираюсь на работу, завтра смена, — такое сообщение от Фуата Шарафутдинова пришло 4 ноября в общую группу родственников. Впрочем, примерно такими были все весточки от него из зоны специальной военной операции.
Конечно, мы писали ему, чтобы был осторожен, берег себя, и на наши тревоги он переслал размышления одного из командиров, воюющих с 2014 года:
Сейчас мы стали пересекаться с мобилизованными практически каждый день. Мне интересно с ними общаться, так как люди жили своей гражданской жизнью и в однин момент в (полночь), после удара колокола, внедорожники превратились в тыквы, а обычные мужики в мобилизованных — всё как в сказке! Я каждый день наблюдаю и хочу понять, что у них в душе. Мы домашние аналитики, наш дом — окопы и блиндажи. Так прошла большая часть моей жизни. А тут у людей такой поворот: мгновение и они уже под дождем, в мокрой форме сидят, греют кофе в котелке и пытаются выжить. Я привык к тому, что умирают мои друзья, с каждым месяцем их меньше, но я не жалею их, они профи. Они выбрали свою судьбу сами. Они как коллекционеры, собирают бои и разные локации. У мобилизованных совсем другой коленкор: вчера еще работал в айти-сфере, сейчас сидит вместе со мной в мокрой форме… Теперь к главному — хочу выделить один класс солдат, это «Кузьмичи». Это мужики, которым за 40 с хвостом, они сразу входят в режим выживания. С чем это связано? Служба была 2 года, суровая молодость, середина 90-х. Люди жили в более тяжелых условиях, нежели, чем сейчас. Мне кажется, это поколение как раз и проявит себя в этой кампании. Я нисколько не принижаю заслуг наших молодых ребят, есть очень смелые и дерзкие парни, кому чуть больше 20 , таких я видел немало. Но у Кузьмичей возраст и жизненный опыт, а главное — они быстрей вписались тяжелые условия войны.
Я как раз один из этих «кузьмичей», — отметил Фуат и добавил:
И это я совсем не про возраст…
Конечно, он не всегда мог отозваться на утренние наши приветствия, но 5 ноября на поздравление с Днём военного разведчика торопливо поблагодарил всех за поздравления: Фуат всегда очень щепетильно относился к своему боевому прошлому, очень ценил свою военную специальность снайпера и разведчика в мотострелковом подразделении, превыше всего ставил боевое братство.
И друзья его, особенно по чеченской войне, в нем самом эту приверженность боевому братству очень ценили. Вспоминается в связи с этим случай с его сестрой. Во время поездки в Казахстан прямо в поезде у ее мужа остановилось сердце. На ближайшей большой станции его увезли в морг, сестра только успела сообщить Фуату, что надо решать проблему с вывозом тела на Родину. Дальше предоставлю слово самой Изольде:
Стою, растерянная, на пустом перроне. Даже не представляю, где буду ночевать, где возьму транспорт. И в это время подходит молодой человек: «Это Вашего мужа надо в Россию вывезти? Вы знаете, где у нас морг? Завтра утром я буду возле него, приготовьте документы, утром и выедем». На мой вопрос о том, друг ли он Коли, знает ли Фуата, парень сказал: «Никого, о ком Вы говорите, я не знаю. Мне лишь передали, что просьбу этого человека надо обязательно выполнить!». Возвращаюсь к боевым будням Фуата. Его торопливое голосовое сообщение в День военного разведчика, а здесь он был разведчиком-корректировщиком огня в артиллерийском подразделении, шло на фоне большого передвижения военной техники с лязгом гусениц, гулом моторов. А потом он замолчал на шесть дней и, наконец, 11 ноября отозвался:
Всем здравствуйте, всё хорошо, вернулся…
И приложил свое фото — обросший, усталый… Кузьмич — ни дать ни взять! Хотя и позывной его — Грек (прозвище из чеченского прошлого) как нельзя кстати подходил к нему: харизматическая внешность южноевропейского жителя, картавость под стать, грамотная речь… Даже если не мог отправить ответ на приветствие:
Доброе утро, наш любимый Кузьмич! Будь внимателен, береги себя! — отзывалась сестра, которой не мог не позвонить накоротке:
Всем доброго времени суток, вернулся «домой», сейчас отдыхает. Всё хорошо.
«Всё хорошо» было и накануне этой злополучной поездки. Сообщил, что надо на два дня съездить с Вадимом (Зубаировым, кунашакцем, воевавшим вместе с ним) в Россошь (это в Воронежской области), после заехать за «птичкой» — квадрокоптером, на который всем миром собрали деньги друзья, родственники, просто односельчане. А потом то же самое прямо перед поездкой вдруг озвучил в торопливом голосовом сообщении:
Всем привет — привет! Все нормально! Завтра — Алла бирса — на пару дней в Россию скатаюсь по делам. Забрать надо кое-что, на что Артур деньги собирал.
После в личку отправил сообщение, что фото с квадрокоптером обязательно отправит нам. Не успел: дорожно-транспортное происшествие у города Павловска Воронежской области не оставило шансов выжить ни одному из наших земляков.
…Накануне Дня военного разведчика страна отмечала День народного единства. Пожалуй, впервые со времени учреждения этого праздника мы все отметили огромную актуальность и большой смысл, заложенный в понятие народного единства. Мы — разные, у нас разные вероисповедания, политические взгляды, бытовые пристрастия. Но мы — единый народ, который не позволит никому диктовать нам свои условия, навязывать свою систему ценностей при всей нашей толерантности (а она тоже присуща большинству людей, иначе бы мы, такие разные, не сохранились как одно целое в бурных событиях своей тысячелетней истории).
Обсуждая эту дату в одном из пабликов, мы отметили, что есть версия о происхождении Кузьмы Минина из татарских купцов. Даже отмечается, что при рождении он был наречен Киришей Миндибаевым…
Не для того, чтобы потешить свое татарское самолюбие, вспоминаю исторические гипотезы. Но многонациональность того народного ополчения — непреложный исторический факт. Как и то, что сегодня в зоне специальной военной операции находятся представители всех народов нашей великой многонациональной страны.
И очень символично, что именно Кузьмичами назвал легендарный командир призванных сегодня бойцов!
Кузьмичи! Ребята! Мы в воскресенье проводили в последний путь двоих из вас, Фуата Шарафутдинова и Вадима Зубаирова. Земля им пухом и наша вечная память. А вы — вы берегите себя…
Лилия Девальд.