• admin

Деревенское самоуправление

Пост обновлен 30 авг. 2019 г.

В связи с тем, что Алексей Текслер завел свои страницы в соцсетях и на других ресурсах в Интернете, у многих южноуральцев появилась возможность напрямую обратиться к главе региона. Одно из первых сообщений из нашего района резануло слух: «Приезжайте! У нас бардак!»…


Сразу вспомнилось, как в детстве у нас дома или у соседей готовились к гостям: убирали, мыли, скребли не только дом, но и вычищали двор, подметали подходы к нему. И только от нас самих, проживающих не на центральных, а тех отдаленных улицах райцентра зависело, в каком виде наша территория предстанет перед гостями. Да, думаю, и центральные улицы никто в 60-70-х годах специально не убирал: заботились сами жители о приглядности его вида.


Почему же в последнее время мы стали забывать азы человеческого общего жития? Ждем субботника, на котором двор многоэтажки или улицу освободят от грязи, соберут мусор работники бюджетных организаций? Не стесняемся складировать свои бытовые отходы на общей территории? Злорадствуем над усилиями муниципалитета по наведению порядка: показуху устраивают перед приездом высокопоставленного чиновника?!


Обрадовалась, прочитав в статье Алексея Текслера в «Московском комсомольце» созвучные мысли: «Есть такое хорошее русское слово — опрятность. Не нужно много усилий, чтобы выглядеть аккуратно и чисто. Если есть в человеке внутренняя потребность в этом, то такая же потребность должна быть движущей силой на всех уровнях власти». Да, Алексей Леонидович ставит задачи перед муниципалитетами и руководством министерств области, но почему мы не можем применить их к местному самоуправлению? И здесь я не о районной и сельских администрациях, а о нас самих – жителях Кунашака и Куяша, Караболки и Дружного, да каждого населенного пункта района.


Еще картинка из детства. Впервые попав в середине 60-х годов на второе отделение совхоза «Бурино», сейчас мы его зовем поселком Трудовой, была просто поражена видом населенного пункта: желтый песок на грейдере (так здесь называли насыпанную и прогрейдерованную дорогу), зеленая трава на общественных пространствах и белые изгороди! Жить ведь тогда богато не жили, вот и не красили аккуратные штакетные заборы, а белили их по весне, обновляя покрытие каждый год. Ну, разве не прав глава региона: много ли усилий и средств на это было нужно? Известку всегда можно было взять на свиноферме, на траву просто не нужно было выкидывать мусор, а совхоз поддерживал в проезжем состоянии дорогу на второй разъезд железной дороги.


С тех пор почему-то наше сознание поменялось не в лучшую сторону в плане заботы о своей среде обитания, в том, чтобы без указки властей решать проблемы своих сел и деревень. Хотя – с внесением в уставы всех сельских поселений положений о сельских старостах - дело хотя бы сдвинулось с мертвой точки. А вот в деревне Сарыкульмяк уже долгие годы «самоуправствует» Муглифа Бикбаева.


Известная целительница, она, конечно, обладает определенными ресурсами, но главное все-таки в том, что человек чувствует свою ответственность за все происходящее в этой небольшой деревне. Ведь, честно говоря, применение деньгам она нашла бы и внутри семьи. Но Муглифа-апа, вкладывая их в общие дела, еще организует людей на активное участие в совместных делах. И в первую очередь - связанных с тем, что поддерживает связь времен, не дает односельчанам забыть славное прошлое своей деревни.


Я уже писала о том, что по инициативе Муглифы-апы в деревне на хорошем уровне, при большом стечении людей проходят мероприятия 9 мая в честь Дня Победы, 22 июня – в день памяти и скорби, по мусульманским праздником. Чтить традиции своего народа – это тоже характерно для самоорганизации деревенской жизни.


На митинге 9 мая этого года Муглифа Бикбаева вновь отметила героизм жителей деревни, отправивших на фронт 59 своих жителей, из которых вернулись только 16. Они, эти воины, участвовавшие в послевоенном подъеме сельского хозяйства, покоятся сейчас на деревенском кладбище. И М. Бикбаева призвала мужчин принять активное участие в огораживании кладбища. Деньги на материалы были собраны еще раньше. И не только у тех, кто живет здесь сейчас: откликнулись на призыв и те, кто давно покинул родные места.


Но когда в выходные дни на работу стали прибывать мужчины, даже сама Муглифа-апа удивилась их количеству: до полста и даже больше! Вернее сказать, так обозначила количество участников в субботнике я, а умудренная жизненным опытом и наделенная недюжинной природной смекалкой почтенная жительница Сарыкульмяка была точна в определении: 51 человек! Ей всегда важно, чтобы незамеченным не осталось ни одно благое дело в пользу деревни, чтобы ни один человек, принесший пользу обществу, не остался неотмеченным.


Особенно отметила ветеран роль старосты деревни Рима Кимовича Зулькарнаева, сказав, что институт старост действительно способен оживить деревенское самоуправление. Приятно ей также, что ее сын, Ришат Самигуллович Бикбаев, высказал идею о новом общем деле: поставить у входа на кладбище гранитную плиту с именами захороненных здесь участников войны. Это станет данью памяти и о тружениках тыла, которым в родной деревне пришлось вложить много сил для приближения Победы.


И вот решила отблагодарить Муглифа Бикбаева односельчан, других людей, которые способствовали хоть малым продвижению вперед деревенских дел, и созвала их на аят-аш. Обряд, который мы обычно посвящаем ушедшим в мир иной предкам, Муглифа-апа сделала не поминальным, а благодарственным. И это, кстати, тоже не противоречит мусульманской традиции. Особо отметила она мужчин, принявших участие в работах по благоустройству кладбища, и каждому подарила по тюбетейке. В краткой речи перед чтением муллой коранических стихов, в силу своей точности, отметила количество присутствующих здесь участников субботников, такое же точное число тех, кто по разным причинам не смог принять приглашения на аят-аш.


Количество людей на фотографиях красноречиво свидетельствует о том круге людей, которых бы Муглифа-апа хотела отблагодарить лично за вклад в общественное дело. И это не выставляемое напоказ гостеприимство, которое – признаемся – порой в нашей жизни присутствует, а реальное участие каждого в том или ином добром деле. Кроме тех, кто огораживал кладбище в свое свободное время, были и те, кто отличился другими добрыми делами. Женщина с внучкой, оказалось, собирала деньги на ограждение кладбища. Рядом сидела та, которая по примеру Муглифы-апы в своей деревне пытается организовать настоящее самоуправление. Третья всегда откликается на просьбы целительницы по решению деревенских дел в официальных ведомствах райцентра…


Стоит еще отметить, что Муглифа-апа щепетильно ведет счет израсходованным деньгам, собранным обществом: на каждое приобретение – чек, по каждому дню трат – итог. В результате она знает, сколько денег осталось от собранных после покупки материалов на загородку кладбища, и уже определяет, на что можно будет направить эту скромную сумму.


Не скажу, что в Сарыкульмяке все проблемы решены. Какие-то из них надо помочь решить местным властям, которые, кстати говоря, всегда идут навстречу, когда видят совместное движение. Где-то, например, в наведении чистоты и порядка, еще нужны усилия всех жителей. Но побеседовав с неформальным лидером деревни – а Муглифа-апа Бикбаева, несомненно, таким лидером является - понимаю: если за дело берется общество, не возлагая ответственность за состояние дел только на власти, все вопросы способны получить если не решение, то понимание путей их реализации.


Лилия Девальд.

Фото автора.

Просмотров: 1